Авиационный техник по приборам и электрооборудованию

4-й разряд.
Характеристика работ:

Техническое обслуживание приборного, электротехнического, кислородного и противопожарного оборудования летательных аппаратов легкого типа и приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов II-III классов или вертолетов I-II классов, или менее сложные работы по техническому обслуживанию самолетов I класса, либо одного и более типов самолетов II-IV классов или вертолетов II-IV классов на оперативных формах технического обслуживания или одной и более систем (изделий) в лаборатории А и РЭО;
Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по приборам и электрооборудованию более высокой квалификации;
Выполнение основных работ по техническому обслуживанию:
демонтаж-монтаж изделий, приборов и электрооборудования ВС для выполнения проверки на НТП, восстановительных работ в лаборатории А и РЭО и в целях хранения демонтированных с ВС изделий, внешний осмотр приборов и электрооборудования со вскрытием и без вскрытия лючков отсеков приборов и электрооборудования с целью обеспечения отсутствия повреждений контровки, металлизации, наличия влаги и коррозии, повреждений изоляции электропроводки, повреждений штепсельных разъемов, отбортовочных креплений, восстановление необходимой затяжки соединений, не имеющих контровки, восстановление затяжки и контровки, восстановление металлизации
Должен знать:

общие сведения о летно-технических характеристиках и конструкции обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС, их двигателей и систем, правила технической эксплуатации, содержание и технологию обслуживания авиаприборов и электрооборудования, порядок ведения бортовой (пономерной) документации на АТ и производственно-технической документации на ее ТО, конструкцию, эксплуатационные особенности приборов и электрооборудования обслуживаемых типов ВС, назначение и принцип действия КПА и СИ и контрольно - записывающей аппаратуры, функциональные, принципиальные, фидерные и монтажные схемы приборного и электрооборудования ВС, способы обнаружения и устранения возможных неисправностей приборов и электрооборудования ВС, документацию по техническому обслуживанию АТ, правила и порядок технического обслуживания, применяемые при техническом обслуживании материалы, запасные части, инструмент, их свойства, правила маркировки;
В лаборатории А и РЭО дополнительно:
основные нормы технических параметров А и РЭО, способы подготовки КПА и измерения контролируемых параметров
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ:

Непосредственно на ВС.
1) Демонтаж-монтаж
сигнализатора давления, датчика дымоизвещения, приборов контроля гидросистемы, шасси и управления, анероидно-мембранных приборов, датчика угловых скоростей, указателя угла тангажа, датчиков, топливомеров, указателей, переключателей, измерителей тахометра, аппаратуры контроля вибрации, самописцев, блоков МСРП, автомата обогрева стекол кабины экипажа;
2) Осмотр и дефектация:
противопожарного оборудования и электропроводки на двигателях, влаго-отстойников в багажно - грузовой кабине (отсеке), панелей приборных досок, агрегатов автопилота, проверка состояния их крепления, внутренних клеммных колодок, соединительных и релейных коробок, аккумуляторных батарей, соединений и гермовыводов силовых проводов, коллекторно-щеточных узлов маяков, КВ и электропроводки на стойках шасси, приборных досок;
3) Контроль технического состояния:
герметичности системы пожаротушения, систем питания анероидно-мембранных приборов, работоспособности пожарного оборудования, световой и звуковой сигнализации, авиагоризонта, автопилота, курсовой системы, сирены системы предупреждения экипажа, электрокипятильников, датчиков автоматов юза тормозов, лентопротяжного механизма регистраторов системы МСРП, сигнализаторов обледенения самолетов, сигнализаторов ПОС, надежности крепления электрооборудования;
4) Восстановительные работы:
замена и проверка функционирования огнетушителей, часов, приборов контроля работы высотной и гидравлической систем, приборов КРД, блоков и устройств МСРП;
В лаборатории А и РЭО1.
5) Проверка на соответствие НТП: указателей скорости типа КУС- 730 /1100, УС-И6, блоков Ф-115-1 системы СВС-ПН-15, блоков курсовой системы ТКС-П2, кислородных масок типа КМ-15, КМ-32, рулевой машинки автомата АП- 6Е, регуляторов давления типа ИКДРД, ИКДРДА;
6) Проверка на соответствие НТП: датчиков и указателей типа ТНВ и ТУЭ, указателей положения элементов ВС типа ИП-21, ИП-32, коробок защиты потребителей КЗП, рулежных и посадочных фар типа ПРФ-4МП, ФР-9, датчиков топливомеров всех систем;
7) Техническое обслуживание и регулировка: датчиков типа П-1, П-109, указателей температуры наружного воздуха, систем отопления и вентиляции типа ТНВ, ТУЭ, автоматов защиты от перенапряжения типа АЗП-А2, авиационных генераторов.
Примечание:
5-й разряд.
Характеристика работ:

Техническое обслуживание и выполнение доработок по бюллетеням приборного, электротехнического, кислородного и противопожарного оборудования летательных аппаратов среднего типа;
Техническое обслуживание приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, одного из типов ВС I класса или до двух типов ВС II-III классов, либо до трех типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания или выполнение работ по ТО и Р на демонтированных с ВС трех и более системах приборов и электрооборудования в лаборатории А и РЭО;
Участие в дефектации различными методами, в том числе и лабораторными, тяжелых летательных аппаратов по сложным и трудоемким регламентам;
Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: демонтаж с ВС агрегатов сложных систем для отправки их в лабораторию на техническое обслуживание и ремонт, монтаж агрегатов, блоков после проверки в лаборатории, наладки нового изделия или изделия, прошедшего капитальный ремонт, дефектация всеми методами и в полном объеме авиаприборов и электрооборудования при техническом обслуживании ВС по периодическим видам регламентных работ, осмотр в полном объеме со вскрытием электродвигателей, генераторов, преобразователей и так далее с целью обнаружения загрязнений щеточно-коллекторных узлов, выявления износа щеток, следов перегрева, наличия влаги, коррозии, повреждений, оплавления контактов силовых реле, проверка технического состояния без вскрытия блока непосредственно на ВС, автоматизированный (встроенный) контроль систем ВС и его оборудования, проверка внутренней герметичности агрегатов и систем с помощью специальных приспособлений, восстановление работоспособности систем А и РЭО путем замены отдельных агрегатов, блоков с регулировкой и настройкой, отладка контрольно-измерительной и регистрирующей аппаратуры, предназначенной для проверки автоматизированных бортовых систем управления, базовых пилотажно-навигационных систем, систем регистрации параметров и другого авиационного оборудования;
Для авиационного техника по приборам-метролога* дополнительно: выполнение в метрологических лабораториях поверочных и регулировочных работ измерительной и контрольно-поверочной аппаратуры, применяемой при техническом обслуживании ВС, участие в проведении метрологической аттестации КПА и экспертизе ЭРД
Должен знать:

правила технической эксплуатации, регламенты и технологию ТО приборов и электрооборудования обслуживаемых летательных аппаратов и ВС, особенности работы систем приборов и электрооборудования и установленных в них устройств, взаимосвязь с другими элементами данной системы и другими системами ВС, правила их эксплуатации, правила и порядок проверки сложных авиационных тепло-измерительных и гироскопических приборов, конструкцию и принцип работы контрольно-измерительных и проверочных приборов (установок), порядок проведения дефектации и проверки работоспособности А и РЭО, методы выявления и устранения неисправностей, замены комплектующих изделий, агрегатов и их элементов, ЭРД на проведение ремонта;
Для лаборатории А и РЭО дополнительно-методы и технологию лабораторной проверки и восстановления работоспособности отказавших приборов и электрооборудования, способы и операции по проверке и диагностированию обслуживаемых изделий А и РЭО в соответствии с требованиями ЭРД, НТЭРАТ, типовые технологические операции по восстановлению изделий А и РЭО;
Для авиационного техника по приборам- метролога дополнительно: нормативно-техническую документацию по проверке и ремонту КПА, СИ, ССИ
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 4-го разряда не менее 3 лет.
Примеры работ:

Непосредственно на ВС.
1) Демонтаж-монтаж
противопожарного оборудования, приборов КРД при замене двигателя, установка рулевых машинок автопилотов с регулировкой отклонения рулей, аккумуляторных батарей, выпрямительного устройства, электрической части и подключение к источникам питания автопилотов, автоматики топливной системы;
2) Осмотр и дефектация:
открытых участков электропроводки, контейнеров аккумуляторных батарей с проверкой уровня электролита, коллекторно-щеточного узла лебедки и замена щеток, исправности противообледенительных устройств крыла, оперения;
3) Контроль технического состояния:
манометров гидрогазовых систем, точной курсовой системы, авиагоризонтов от основного и резервного источников питания, регуляторов температуры двигателя, выпрямительных устройств, АЗС, регулятора температуры, анероидно-мембранного оборудования, курсовых систем и астро-компаса, приборов КРД при запуске и опробовании двигателей, освещения пассажирских салонов, внутренней сигнализации в кабине экипажа ПОС в режиме «КОНТРОЛЬ», ПОС силовой установки, электро-механизмов управления крышками фотолюков и сигнализации открытого положения люков;
4) Восстановительные работы:
замена с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность механизмов триммера руля высоты, авиагоризонтов, агрегатов расходомеров, топливомеров, датчиков бортовых регистраторов параметров, блока регулирования напряжения, концевых выключателей основной и аварийной гидросистем управления поворотом колес.
В лаборатории А и РЭО.
5) Проверка на соответствие НТП:
указателя высоты типа УВ-75-15ПВ системы СВС-72, указателя скорости типа УСВП-К системы СВС-ПН-15, гироагрегата ГА-3 курсовой системы ТКС-П2, указателя тахометра типа ИТА-6М курсовой системы КС-6, индикатора- датчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ, кислородных приборов типа КП-19, КП-21, КП-24М;
6) Техническое обслуживание и регулировка:
указателей скорости типа КУС-730/1100, УС-И6, указателя расхода воздуха типа УРВК-18К, фильтра типа Ф-115-1, блока питания типа БП-27-2, блока сигнала готовности БСГ системы воздушных сигналов СВС-ПН-15, пульта управления типа ПУ-11, указателя штурмана типа УШ-3, курсовой системы ТКС-П2, кислородных масок типа КМ-15, КМ-32, пилотажных приборов типа КПП-75(С), НПП-ТК(1) системы САУ-1Т-2(1);
7) Восстановительный ремонт:
датчиков дыма типа ДС, сигнализатора давления, указателя расхода воздуха, датчика воздушной скорости, кислородных манометров, указателя расходомера, указателя тахометра;
8) Проверка на соответствие НТП:
автоматических панелей запуска двигателей типа АПД-30, блоков регуляторов частоты и напряжения БРН, БРЧ, сигнализаторов обледенения типа ИСО-16, электро-механизмов привода закрылков и стабилизатора МУС, МПЗ;
9) Техническое обслуживание и регулировка:
автоматических панелей двигателя типа АПД-30, блоков регуляторов частоты и напряжения БРН, БРЧ, блоков автоматики топливомеров типа БРП, БУ, блока контроля напряжения типа БКН-115в, электро-механизмов типа МП-100, МПК-13;
10) Восстановительный ремонт: концевых выключателей типа ПКТ-6М, АМ-800:
импульсных маяков типа СМИ-2КМ, автомата обогрева стҰкол типа АОС-81, генераторов и коллекторных преобразователей, блоков вибрации;
11) Работы в метрологической лаборатории:
техническое обслуживание по всем видам регламентных работ аппаратуры, например, типа УПКС, УПП-ТКС, ПКР-24(27), КПА-ИС-1, ремонт с заменой отдельных узлов, деталей и наладка КПА авиационного оборудования, проведение работ по подготовке не стандартизированных средств измерений к испытаниям, обработка результатов испытаний в соответствии с требованиями систем стандартов ГСИ;
12) Здесь и далее по лаборатории А и РЭО приведены примеры систем (изделий) для конкретных типов ВС, являющиеся типовыми для других классов ВС;
13) Профессия авиационного техника по приборам – метролога 5, 6, 7 разрядов вводится в метрологических лабораториях на участках работ, связанных с метрологическим обслуживанием, проверкой и ремонтом контрольно-проверочной и измерительной аппаратуры, применяемой при обслуживании и ремонте ВС.
Примечание:
6-й разряд.
Характеристика работ:

Техническое обслуживание и выполнение доработок по бюллетеням приборного, электротехнического, кислородного, противопожарного оборудования и систем бортовых измерений любых типов серийных летательных аппаратов в условиях эксплуатации;
Техническое обслуживание приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или до трех типов ВС II-III классов, либо до четырех типов ВС, из них двух типов ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания, или выполнение работ по ТО и Р и ВР на демонтированных с ВС четырех и более системах в лаборатории А и РЭО;
Выполнение основных работ технического обслуживания: проверка с применением КПА сложных систем приборов и электрооборудования, проверка функционирования объекта обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (только по штатным бортовым приборам и сигнализации), комплексная регулировка приборов и электрооборудования на борту ВС, устранение неисправностей с проверкой и регулировкой приборов и электрооборудования;
Для авиационного техника по приборам- метролога дополнительно: контроль выполнения поверочных и регулировочных работ СИ и КПА, применяемых при техническом обслуживании ВС, ревизия трансформаторов, дросселей, полупроводниковых диодных и триодных модулей, преобразователей сигналов и их цепей, текущий ремонт с заменой усилителей постоянного тока, реле времени, сельсиндатчиков, синусно-косинусных потенциометров, тахогенераторов и электродвигателей, наладка и испытания средств измерения и регистрирующей аппаратуры, стендов, пультов, установок и КПА, предназначенной для проверки бортовых систем управления, базовых пилотажно-навигационных комплексов, систем регистрации параметров и другого А и РЭО, проведение метрологической аттестации ССИ и экспертизы ЭРД
Должен знать:

регламенты и технологию технического обслуживания авиа-приборного и электрооборудования обслуживаемых летательных аппаратов, комплектацию приборов и электрооборудования самолетных механических систем (управление, кондиционирование и другие), принципы их работы, правила эксплуатации и технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности А и РЭО, методы выявления и устранения неисправностей приборов и электрооборудования;
Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы и технологию лабораторной проверки и восстановления работоспособности (ремонта) отказавших изделий А и РЭО, их модулей и плат, в том числе с заменой микроэлектронной элементной базы приборного и электрооборудования;
Для авиационного техника по приборам - метролога дополнительно: методы устранения дефектов, выполнения измерений параметров, воспроизведения паспортных характеристик КПА и СИ, правила и порядок проведения экспертизы и аттестации
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 5-го разряда не менее трех лет.
Примеры работ:

Непосредственно на ВС.
1) Осмотр и дефектация
дистанционных компасов, курсовых и инерциальных систем;
2) Контроль технического состояния:
проверка с помощью КПА полной тарировки и регулировки параметров датчиков противопожарного оборудования, системы автоматической регулировки давления в кабине, автоматов тяги САУ, системы воздушных сигналов, преобразователей по аварийным индикаторам БСКД (с включением БСКД), светосигнальных табло-кихтограмм, противо-обледенительных устройств системы запуска авиадвигателей и турбогенераторов при их опробовании, электрооборудования системы флюгирования винтов двигателей, базовых навигационных комплексов, наружного освещения и сигнализации, усилителей и реле подканала, системы погрузки-разгрузки контейнеров, прохождения сигналов в боковом и продольном каналах САУ, параметров, характеризующих состояние топливной системы, системы постоянного тока и аккумуляторов по КИСС;
3) Восстановительные работы:
регулировка с помощью КПА режимов работы электродвигателя после замены датчика типа ДС, агрегатов систем автоматического управления, агрегатов инерциальных систем, проверка тарировки и регулировки вибро-аппаратуры с применением КПА, проверка и регулировка автомата защиты сети от перенапряжения автоматического аварийного отключения потребителей переменного тока;
В лаборатории А и РЭО.
4) Проверка на соответствие НТП:
блока воздушных параметров типа БВП-9 системы СВС-72, вычислителя параметров типа ВСМВ-1-15, корректора заданной скорости типа КЗСП системы СВС-ПН-15, платформы типа П-21, пульта управления инерциальной системы И-11, индикатора- задатчика типа П-2-3, пульта управления типа П-14-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ, блока автомата переключения скорости типа БАПС-77-03(08) САУ-1Т-2(1);
5) Восстановительный ремонт:
вариометров типа ВАР- 75, ВР-10М, указателя скорости типа КУС-730, указателя расхода воздуха типа УРВК-18К, пульта управления типа ПУ-11, указателя штурмана типа УШ-3 курсовой системы ТКС-П2, рулевой машинки типа ПУ-8, блока связи с КС типа БС-КС автопилота АП-6Е;
6) Работы в метрологической лаборатории:
техническое обслуживание по всем видам регламентных работ аппаратуры, например, типа ИВД, ИВП, КПА-САУ-1Т, дефектация трансформаторов, дросселей, полупроводниковых, диодных и триодных модулей, преобразователей сигналов и их цепей, текущий ремонт с заменой усилителей постоянного тока, реле времени, сельсин-датчиков, синусно-косинусных потенциометров, тахогенераторов и электродвигателей.
Примечание:
7-й разряд.
Характеристика работ:

Техническое обслуживание приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, с самоконтролем одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, или двух типов ВС I класса, или многофункциональные проверки межблочных, модульных соединений на борту ВС, либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания, или выполнение работ по ТО и Р и ВР на демонтированных с ВС более пяти изделиях, приборах и электрооборудовании в лаборатории А и РЭО;
Контроль качества ТО и Р, выполняемых рабочими более низкой квалификации;
Наземная отработка авиационных приборов и электрооборудования выпускаемого заводом серийного самолета и его модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний; Настройка и регулировка особо сложных навигационных, пилотажных, информационных комплексов, комплексов высотно-скоростных параметров;
Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: разовые проверочные работы наиболее важных с точки зрения обеспечения безопасности полетов систем и изделий приборов и электрооборудования, проверка сопряжения и работоспособности приборного и электрооборудования в комплексе с другими системами ВС, осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на выявление отказов и проведение восстановительных работ по замечаниям экипажа ВС, результатам обработки полетной информации и результатам планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа, проверочные и регулировочные работы в лаборатории при освоении новой авиатехники с использованием бортовых ЭВМ с применением ССИ, диагностирование демонтированных с ВС изделий приборов и электрооборудования с глубиной поиска неисправностей до субблока и его компонентов, устранение выявленных неисправностей заменой отказавшего субблока, КФМ или восстановление внутриблочных линий связи, поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта блоков и изделий приборов и электрооборудования при отказах на стендовом оборудовании в лаборатории, ремонт и настройка приборного и электрооборудования с использованием компьютерных программ, техническая подготовка приборов и электрооборудования к испытаниям в полете и устранение неисправностей после испытания, самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации, работы по контролю качества работ ТО и Р и ВР систем А и РЭО, контроль за правильностью оформления эксплуатационно - ремонтной документации, изготовление и ремонт ССИ, КПА, поиск и устранение их неисправностей;
Для авиационных техников по приборам-метрологов дополнительно: метрологическая проверка состояния, регулировка и испытания СИ и ССИ, предназначенных для проверки сложных бортовых систем и комплексов А и РЭО
Должен знать:

конструкцию, принцип работы сложных систем и комплексов функционально связанного авиационного оборудования, методы и алгоритмы выполнения работ с использованием персональных ЭВМ, основы вычислительной техники и цифровых систем управления на базе микропроцессоров, алгоритмическое обеспечение бортовых систем и их использование, методы сбора, обработки и анализа информации бортовых и наземных средств контроля и регистрации полетных данных, построение КСПНО, функциональные связи и алгоритмы функционирования входящих в нее систем, организацию бортового (внутреннего) контроля параметров технического состояния систем А и РЭО, порядок проверки программных и аппаратурных сбоев, замены комплектующих изделий и их элементов, организацию контроля качества и выполнения процедур контроля выполненных работ ТО и Р и ВР систем А и РЭО, особенности технической подготовки к испытательным полетам новой АТ;
Для авиационных техников по приборам-метрологов дополнительно: способы проверки состояния, регулировки и испытания СИ и ССИ, предназначенных для проверки сложных бортовых систем и комплексов А и РЭО;
Для лаборатории А и РЭО дополнительно:
построение КСПНО и функциональные связи и алгоритмы функционирования цифрового оборудования, входящего в КСПНО, организацию его встроенной системы контроля, методы восстановления отказавших изделий ВС, его субблоков, модулей, плат путем замены комплектующих и их элементов, в том числе заменой элементной базы, порядок выполнения работ автоматизированного наземного контроля и диагностирования с использованием ССИ типа АСНКД;
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 6-го разряда не менее 3 лет
Примеры работ:

Непосредственно на ВС.
1) Контроль технического состояния
датчиков обледенения с блоками автоматики, с помощью встроенного блока контроля автоматических систем управления, измерителя массы ИМЦ-2СЧ, автоматической системы штурвального управления АСШУ-1 системы СППЗ-1, бортовой системы контроля двигателя (БСКД-90), вычислительной системы управления тягой ВСУ-1-85, схемы объединения подсистем переменного тока при выключенных генераторах переменного тока одного борта, пультов системы электронной индикации СЭИ с помощью КПА, с помощью встроенного контроля автопилота совместно с автоматом разворота и его связи с системами комплексной информационной системы сигнализации КИСС-1-М, системы кондиционирования воздуха с выходом информации на КИСС, основной и дублирующей систем САРД с использованием сигналов и информации КСПНО, системы аварийных сигналов;
2) Восстановительные работы:
расчет поправок показаний высотомерного оборудования по эшелонам полета на персональной ЭВМ, восстановительный ремонт и регулировка усилителей и плат, содержащих микросхемы комплекта системы РТ2-36, настройка, контроль параметров и проверка работоспособности микросхем на платах с применением КПА.
В лаборатории А и РЭО.
3) Техническое обслуживание и регулировка:
индикатора- задатчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ, блока демпферов системы САУ-1Т-2(1);
4) Восстановительный ремонт:
гиро-агрегата типа ГА-3, блока дистанционной коррекции типа БДК-1 курсовой системы ТКС-П2, индикатора- задатчика типа П-4-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ, блока управления типа БУ-24 автопилота АП-6Е, блока демпферования гироскопа типа БДГ-1094 системы САУ-1Т-2(1);
5) Пооперационный контроль качества ТО и Р или ВР:
составление барометрических таблиц поправок, значений высоты в кодовом виде на изделии «Кодирующий альтиметр», значений корректирующих коэффициентов, значений крена, тангажа, курса, значений углов гироплатформы на изделии типа И-11, расчета параметров указателя скорости на изделии типа КУС-1200, КУС-730/ 1100-2, КУС-730/1100К;
6) Восстановительный ремонт электрооборудования:
командных приборов типа 5397 СКВ, электронных блоков вибрации типа БЭ-45, электро-механизмов управления стабилизатором и закрылками, электронных блоков регуляторов температуры СКВ;
7) Пооперационный контроль качества ТО и Р или ВР:
сопротивления изоляции, состояния КВ типа МКВ, токопотребления электромагнитных муфт электродвигателей механизма привода стабилизатора типа МУС-3ПТВ.
Примечание:
8-й разряд.
Характеристика работ:

Техническое обслуживание систем электрооборудования и систем приборов опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах и приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, с самоконтролем широкофюзеляжных самолетов и самолетов нового поколения или сложные многофункциональные регулировочные работы систем А и РЭО с использованием КПА и СИ на борту ВС или в лаборатории;
Контроль работ, выполненных рабочими более низкой квалификации;
Отработка технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков, выявленных при испытаниях;
Выполнение основных работ по техническому обслуживанию:
проведение комплексных регулировочных работ на борту ВС на сложных и взаимосвязанных системах приборов и электрооборудования, осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов приборов и электрооборудования и своевременное проведение их ремонта по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и по результатам планового контроля при технической эксплуатации, поиск причины редко встречающегося отказа приборов и электрооборудования всех типов базовых самолетов с использованием компьютерных программ, анализ технического состояния блоков и изделий приборов и электрооборудования при освоении самолетов нового поколения с использованием КПА и СИ, контроль качества и организации процессов ТО и Р, ВР отдельных блоков и систем А и РЭО в целом, выполненных авиатехниками более низкой квалификации, участие в создании компьютерных программ по совершенствованию организации процессов ТО и Р или ВР, сдача (прием) ВС в ремонт, осуществление приема - сдачи ВС, находящегося на ТО и Р из смены в смену, участие в расследовании авиационных происшествий;
В лаборатории А и РЭО:
контроль технического состояния, диагностика и поиск неисправностей в автоматизированном с использованием рабочих мест типа АСНКД или ручном режиме с глубиной поиска неисправностей до субблока, КФМ и подтверждением результатов дефектации (контролируемых параметров) на физическом уровне, многофункциональные регулировочные работы всех компонентов в составе системы А и РЭО в целом, восстановительный ремонт с заменой отказавших компонентов или восстановление функциональных линий связи субблока, КФМ
Должен знать:

программы наземных испытаний летательных аппаратов и методические указания по их выполнению, организацию и методы контроля качества выполненных работ ТО и Р, ВР А и РЭО в целом и их отдельных блоков и систем, технологию доработок А и РЭО, организацию работы по ТО и Р и ВР в соответствии с производственным заданием и требованиями ЭД, порядок передачи ВС экипажу, правила передачи приборов и электрооборудования на ремонтные предприятия и приема после ремонта;
Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы восстановления отказавших блоков (изделий) сложных систем, их субблоков, модулей, плат путем замены комплектующих и их элементов, алгоритмы программ поиска и устранения причин отказов и неисправностей, методы пооперационного и выборочного контроля качества выполненных работ А и РЭО;
Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 7-го разряда не менее 3 лет
Примеры работ:

Непосредственно на ВС.
1) Контроль технического состояния бесплатформенной инерциальной системы БИНС-85, вычислительной системы самолетовождения ВСС-85, основной системы управления закрылками и предкрылками с помощью тест-сигналов с блоков управления БЦ-261 с применением КИСС, совместной работы САУ с ИКВСП, параметров состояния пилотажно-навигационного оборудования и оборудования радио связи, расширенный тест-контроль системы СУ-18 разворота передней опоры с применением КИСС;
2) Контроль качества технического обслуживания:
продолжительности выпуска и уборки закрылков при работе каждого канала в отдельности и при совместной работе каналов системы, тарировки каналов и прохождения разовых команд заданных параметров, характеризующих состояние ВСУ, исправности системы генерирования с помощью оборудования встроенного контроля, работоспособности системы переменного и постоянного тока;
3) Восстановительные работы:
поиск и устранение неисправностей в системе автоматического захода на посадку по II категории ИКАО, связанных с системами силовых установок (параллельная работа генераторов, регулировка частоты напряжения), ВР или регулировка моделирующих и интегрирующих цепей и усилителей системы НВ-ПБ-1 (вставки на печатных платах блока П17-2), электронных блоков РТА-32, блоков измерения и автоматики топливомеров типа СПУТ-18Е, ДТ, ВТ, распределительных устройств и щитов с заменой реле, контакторов и электропроводки, восстановительный ремонт плат с одно- и многослойным печатным монтажом и размещенными на них микросхемами и микромодулями, регулировка и восстановительный ремонт блока демпферов БД-1, блока разовых команд БРК-000-01, блока сравнения БС-005, блока ухода БУ-04-02, перепрограммирование бортовых ЦВМ, настройка гидромеханической и электронной систем управления двигателями.
В лаборатории А и РЭО.
1) Восстановительный ремонт:
корректора заданной высоты типа КЗВ-0-15, вычислителя типа ВС МВ-1-15 системы СВС-ПН-15, блоков инерциальной системы И-11, блока «посадки» типа П-31-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ, блока автомата переключения скоростей типа БАПС-77-03(08), вычислителя автомата тяги типа ВАУТ С;2 (3, 4 и так далее), блока связи с директорными приборами БСДП (1606) системы САУ1Т-2(1), блоков КВ систем управления закрылками и стабилизатором, блоков защиты и управления генераторами трехфазного тока БЗУ, БРЗУ, блоков регулирования напряжения и частоты БРН, БРЧ;
2) Пооперационный контроль качества ТО и Р или ВР:
значений суммарной погрешности высотомера на изделии «Высотомер механический» типа ВМ-15, ВМ-15Б, ВМФ-50К, составления бортовых таблиц поправок высотомера электромеханического типа ВЭМ-72К, ВЭМ-72ПБ, технического обслуживания «Кислородного компрессора» типа КП-75М, составления бортовых таблиц «Указателя скорости» типа УС-2, УС-Н, УС-И6, выходного напряжения тахогенератора, выходного напряжения двигателя генератора механизма вращательного действия типа МВД2Д3, настройки циклограммы, времени обработки циклограммы механизма поступательного типа МП-100М-2С, МП-100МТ, МП-250.
Примечание: